Мы сможем понять, кто является святым, если знаем 26 качеств святого
человека. Существуют качества двух типов: главные и вторичные. Главное
качества святой личности — полная преданность Богу (Кришне). Все
остальные качества вытекают из первого. Благодаря особой удаче человек
может получить общение с вайшнавами, обрести вкус к повторению Святого
Имени и, начав повторять Святое Имя, обрести прибежище у лотосных стоп
Кришны. Преданность Кришне является главным качеством, а все остальные
качества святого постепенно проявляются благодаря повторению Святого
Имени. Поэтому такие качества называются вторичными, или побочными. Хотя
они и являются второстепенными по отношению к главному, тем не менее они
обязательно проявляются у истинного святого, или садху, как результат
правильного повторения Святого Имени.
1. Преданный милостив (крипалу)
Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только
людям, но и животным. Сарва-дехинам значит "все живые существа,
воплотившиеся в материальном мире". Материальным телом обладают не
только люди, но и другие живые существа. Преданный Господа с одинаковым
состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он
старается помочь всем живым существам освободиться из материального
плена".
(Шримад-Бхагаватам, 3.25..24, ком.)
2. Преданный смиренен (аманитам)
Смирение означает, что человек не должен стремиться получать
удовлетворение. Принимая почтение от других. Смирение — это не внешнее
качество. Оно является глубоким, искренним и естественным и приходит
тогда, когда обусловленная душа видит свою неудачу и искренне обращается
к Кришне, прося простить ее и занять в преданном служении.
"Святые Имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума,
считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее
дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть
готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно
повторять Святое Имя Господа постоянно".
(Шри Шри Шикшаштака, стих 3)
3. Преданный правдив (сатья-сара)
Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать
греховных действий и в ежедневном повторении 16 кругов джапы на четках.
Также преданный не должен заниматься незаконной деятельностью. Однако,
прежде всего он должен быть правдив в высшем смысле, действуя не ради
самого себя, но ради служения Кришне.
4. Преданный равно относится ко всем (сама)
Преданный видит индивидуальную и Высшую душу в сердце каждого живого
существа. Он относится к живому существу в соответствии с положением,
которое оно занимает в этом мире. А также таким образом, чтобы
наибольшей степени способствовать его духовному продвижению.
5. Преданный безупречен (нидоша)
Преданный, который отдает свое тело, ум, и речь Кришне и всегда
старается исполнить волю Господа, считается безупречным.
В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой
видны пятна, кажущиеся изъянами. Однако эти пятна не могут
воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны. Подобным же
образом небольшой недостаток в характере преданного не должен
рассматриваться как несовершенство, если такой преданный занят
непрерывным преданным служением. Привязанность к Кришне — это
трансцендентное блаженство, в океане трансцендентного блаженства
небольшое пятно материального несовершенства не имеет никакого
значения.
6. Преданный великодушен (ваданья)
Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне
является величайшей ценностью на свете. Он раздает ее, не имея
никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его
милость не знает границ, ничто не может сравниться с удачей тех,
кто принимает этот дар.
"Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является самым щедрым воплощением, поскольку Он свободно
раздает то, что никогда не
давалось прежде, — чистую любовь к Богу".
(Шрила Рупа Госвами)
7. Преданный спокоен и мягок (мриду)
Преданный не гонится за иллюзорным материальным счастьем и
следующим за ним страданием. Он всегда остается умиротворенным,
поскольку он удовлетворен в сознании Кришны. Его спокойствие и
мягкость происходят не от робости, но из чувства глубокого
удовлетворения. В своем спокойствии он подобен великому океану.
Все люди возбуждены и любят пустословить, обсуждая мирские
события, свои удачи и неудачи. Преданный же всецело полагается
на Кришну и просто пытается исполнять волю Господа.
8. Преданный чист (шучи)
Движение Сознание Кришны призвано произвести в мире "революцию
чистоты", распространяя принципы гигиены и, что еще более важно,
проповедуя очищение сердца путем повторения Харе Кришна маха-мантры.
"Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком
формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах:
аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. Соблюдение
телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но еще в
большей мере необходима чистота ума, а она достигается
прославлением Всевышнего Господа. Не прославляя Всевышнего
Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме.
Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она
не имеет понятия о Боге, и по одной этой причине люди такой
цивилизации не могут обладать хорошими качествами, как бы они ни
были оснащены в материальном отношении".
(Шримад-Бхагаватам, 1.17.25, ком.)
9. Преданный не имеет материальной собствености (акинчана)
Высшая ступень духовного осознания — видеть, что все принадлежит
Кришне. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и
воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что
все принадлежит Кришне. Преданный использует все в своем
служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо. В таком
одухотворенном мире все люди получат благословения Кришны,
станут умиротворенными, достигнут процветания и в конце жизни
вернутся домой, обратно к Богу.
10. Преданный трудится на благо каждого (сарвопакарака)
Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как
сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех
форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе,
национальности или полу, а ко всем живым существам.
"Для каждого живого существа — трудиться для блага других,
используя для этого свою жизнь, богатство, разум и речь".
(Шримад-Бхагаватам, 10.22.35)
11. Преданный умиротворен (шанта)
Под словом "умиротворение" подразумевается не какое-то идеальное
физическое состояние, которое может быть нарушено в любой
момент. Умиротворение — это состояние души, пребывающей в
гармонии с Господом, а это возможно только для преданного,
осознающего, что Кришна есть все. Осознание того, что ничто не
существует помимо Кришны, — основа мира и бесстрашия.
"Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном
счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я
— Верховный властитель всех планет и полубогов, а также
благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от
материальных страданий".
(Бхагавад-гита, 5.29)
12. Преданный — душа, вручившая себя Кришне
(кришнаика-шарана)
Преданный себя Кришне — не выдумка. Оно авторитетно и научно.
Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться.
Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят
какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к
тому, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись таким
образом от всех материальных желаний, служить Господу все больше
и больше.
""Слабость заставила меня утратить всякое
самообладание: я уже не вижу в чем же мой долг, укажи мне верный путь.
Теперь я Твой ученик, поручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня".
(Бхагавад-гита, 2.7)
13. Преданный свободен от желаний (акама)
Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает,
что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его
материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет
никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного —
служить духовному Кришне.
14. Преданный безразличен к материальным
приобретениям (аниха)
Преданный может использовать материальные вещи в служении
Кришне, но он не привязывается к этим вещам и не зависит от них.
Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и
издавая многочисленные книги о сознании Кришны; но если у него
нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто
повторяя Харе Кришна маха-мантру.
15. Преданный стоек (стхира)
"Тот, кто одинаково относится к друзьям и врагам, остается
невозмутим в чести и бесчестии, в жаре и холоде, в счастье и
несчастье, в славе и бесславии, кто освобожден от оскверняющего
общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о
жилище для себя, кто утвердился в знании себя преданному
служению, такой человек очень дорог Мне".
(Бхагавад-гита. 12.18)
Преданный должен осознать Кришну настолько, чтобы никакие
соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не
могли поколебать его решимость выполнять указания гуру и Кришны.
16. Преданный полностью контролирует шесть дурных
качеств (виджита-шад-гуна)
"Шесть врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность.
Каждый человек должен отказаться от них, так как они приводят к
деградации души".
(Бхагавад-гита. 16.21)
Шесть дурных качеств — это вожделение, гнев, жадность, иллюзия,
зависть и безумие. Чистый преданный контролирует эти качества,
будучи полностью занятым в служении Кришне. Контроль чувств
становится возможным не за счет их сдерживания или механического
подавления, а благодаря трансцендентному знанию и обретению
трансцендентного вкуса.
17. Преданный ест ровно столько, сколько
необходимо (мита бхук)
"Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком
много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна".
(Бхагавад-гита. 6.16)
Шрила Прабхупада говорил: "Наполняйте четверть
своего желдка водой. Половину пищей, а оставшуюся четверть — воздухом.
НЕ ПЕРЕЕДАЙТЕ".
18. Преданный свободен от опьянения
материальными соблазнами (апраматта)
Преданный не опьянен материальными наслаждениями. Он сокращает
свои материальные нужды до разумного минимума и самоотверженно
отдает свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь является
истинным образцом умеренности, уравновешенности и здравомыслия.
19. Преданный почтителен (манада)
Преданный всегда оказывает почтение другие, не требуя почтения к
себе. Преданный с уважением относится ко всем живым существам.
Он понимает, что Кришна дал им всем жизнь, и у него нет никакого
права отнимать ее.
20. Преданный свободен от ложного престижа (амани)
Ложный престижи можно понимать двояко:
1. Объекты наших устремлений вдействительности не представляют
цености, как кажется.
2. Наши претензии на обладание каким-либо желанным объектом или
положением незаконны.
Преданный свободен от обоих видов ложного престижа. Он не
прельщается блеском материальных достояний, так как знает, что
все привлекательное это лишь тень Кришны, всепривлекающей
причины всех причин.
21. Преданный серьезен (гамбхира)
В сознании Кришны много радостных моментов, однако отказаться от
материальной жизни и подготовиться к возвращению обратно к Богу
— непростая задача для обусловленной души. Это очень серьезная
цель. Быть серьезным — значит всегда думать о том, как
продолжать прогрессировать в сознании Кришны и развивать свою
любовь к Кришне и Его возлюбленным преданным.
22. Преданный сострадателен (каруна)
Сострадание заключается в проповеди, а движущей силой является
чистота. Проповедь зиждется на искренности и чистоте сердец
преданных Господа.
23. Преданный дружелюбен (майтри)
Преданный - друг каждого, так как он ведет всех преданных к
Кришне. Кришна - лучший друг всех живых существ.
24. Преданный поэтичен (кави)
Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он еще наделен
поэтическим восприятием мира. Он выходит за рамки обыденности и
ощущает присутствие Кришны в чистой воде, а солнце видит, как
глаз Кришны. Преданный использует свою речь для прославления
Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту
трансцендентной формы Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по
новому переживает сознание Кришны. Он — поэт.
25. Преданный искусен во всем (дакша)
Умение предаваться Кришне и делать все необходимое для служения
Ему - признак опытного преданного.
26. Преданный молчалив (мауни)
Преданный никогда не говорит чепухи. в этомзаключается его
молчаливость. Но если уж он заговорит, то все его слова
посвящены прославлению всевышнего господа, Шри Кришны.
Повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна
Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
и будьте счастливы
|